BacR (bacr) wrote,
BacR
bacr

Category:

Гугл и мир будущего (2/5)

Мир будущего (2/5)


Распознавание изображений кошек и их отличий от собак существенно сложнее распознавания и определения типов боевой техники. Разнообразие пород кошек и собак намного превышает разнообразие техники, кроме того тело даже одной отдельно взятой кошки подвижно и покрыто шерстью, то есть имеет неопределённую форму. компьютер должен лучше справится с распознаванием танков в оптическом диапазоне. Существующие беспилотные автомобили помимо видеокамер используют лидары и радары, однако стоит ожидать появление беспилотного автомобиля использующего для управления только видеокамеры. Управление автомобилем на дороге или на бездорожье будет оптимизироваться, но управление лёгким самолётом для компьютера проще управления автомобилем. В воздухе меньше самолётов, чеми автомобилей на земле и нет дорожных ограничений. В дальнейшем, я ограничусь рассмотрением недорого беспилотного самолёта с двигателем внутреннего сгорания подобного боевым самолётам времён конца Первой мировой войны или крупным БПЛА вроде Иркута-200, Дань-Барука [1] или Иркута-850.

Решение о постановке военной техники на вооружение определяется стоимостью производства и обслуживания, сложностью и временем обучения операторов, их количеством, эффектом от применения техники, а также ожидаемыми собственными техническими и людскими потерями. На протяжении всего 20 и начала 21 века стоимость боевых машин непрерывно росла, росла и сложность управления и обслуживания, снижалось общее количество боевых машин. Массовое применение авиации началось на западном фронте в Первую мировую войну. Самолёты того времени не сильно отличались от автомобилей по стоимости, сложности управления и обслуживания и даже массовости производства. В наше время, стоимость современного боевого самолёта в тысячи раз превосходит стоимость гражданского автомобиля, а количество самолётов и подготовленных пилотов отстаёт от количества автомобилей и их водителей в десятки тысяч раз. Попытки создания дешёвого и массового гражданского самолёта, вертолёта или легкого автожира с мотоциклетным двигателем неоднократно предпринимались в США после Второй мировой войны, но заканчивались неудачей из-за высоких рисков для человека по сравнении с рисками связанными с автомобилями. Повышение безопасности летательного аппарата при помощи дополнительного контроля качества производства, дублирования систем, контроля за ресурсами оборудования, оборудования средствами навигации и спасения сильно увеличивает стоимость производства летательного аппарата, а также сложность управления и обслуживания, а значит и стоимость обучения пилотов и техников. Подобный рост стоимости снижает массовость производства, что опять способствует росту цен. Подобная спираль роста цен происходит и с наземной боевой техникой хотя и в меньших масштабах.

Требования наличия обученных операторов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) ограничивает их массовость применения и возможности мобилизации в военное время. Применение радиосвязи для контроля за БПЛА и GPS навигации ограничивает их рименения полицейскими, а не военными задачами, что было наглядно продемонстрировано недавнем захватом американского БПЛА Ираном. Создание автономного БПЛА (АБПЛА) использующего оптические способы навигации и наведения позволит решить большинство перечисленных выше проблем и кардинально снизить стоимость и сложность обслуживания техники. Применение оптики вместо радаров необходимо для снижения стоимости, так и достижения скрытности и помехоустойчивости. Активные средства вроде, связи (на дистанции прямой видимости), подсветки цели и измерения расстояния также может осуществляться в оптическом диапазоне (включая инфракрасный диапазон). Перспективный беспилотный аппарат также может быть лишён большинства повышающих надёжность дублирующих систем. Требования к ресурсам ударного АБПЛА военного времени могут быть снижены до уровня ресурса двигателей истребителей Второй мировой войны (50 часов). АБПЛА с двигателем внутреннего сгорания может производиться на автомобильном заводе. Себестоимость подобного аппарата при массовом производстве не должна превышать себестоимость автомобиля или мотоцикла. Сложность обслуживания также должна быть сравнима со обслуживанием автомобиля и должна сводиться к распаковке аппарата, заправке топливом, ГСМ и боеприпасами, замене расходных и повреждённых узлов. Дешёвый и простой в обслуживании АБПЛА по стоимости в тысячу раз дешевле существующей боевой техники может применяться массово на поле боя. Кроме того аппараты данного типа в случае мобилизации могут обслуживаться слабо подготовленными операторами из числа резервистов.

Рассмотрим гипотетическое применение первого поколения АБПЛА на примере 8-8-8 войны. Предположим что ВС РФ обладали в Северной Осетии полком АБПЛА с тысячью машин на грунтовом или не оборудованном аэродроме. Стоимость каждой машины 10 000 USD, ресурс 50 часов, дальность полёта с полной загрузкой 600 км, скорость 150 км/ч, боевая нагрузка в горах 150 кг, вооружение ФАБ-50, НУРС, кассетные кумулятивные бомбы (как на ИЛ-2). АБПЛА способен перелететь над Рокским перевалом высотой 2995 метров. АБПЛА способен отличать боевую технику от гражданской и осуществлять привязку к местности. Полк имеет 20 операторов визуального сопровождения ручного управления АБПЛА и 20 пультов. 10% АБПЛА имеют передатчики и приёмники для визуального контроля и прямого управления. Остальные АБПЛА имеют средства шифрованной связи и передачи данных с дальностью и скоростью мобильного телефона, что может быть использовано для получения отдельных снимков и передачи целеуказания через АБПЛА оборудованные средствами дальней связи. Перелёт АБПЛА до цели и поиск целей может осуществляться в автономном режиме, оператор может лишь влиять на целеуказания, но может не участвовать в пилотировании. Контроль операторов над АБПЛА за хребтом может потребовать установки ретранслятора на перевале.

Первой боевой задачей АБПЛ в ходе войны была бы помощь базе миротворцев и защитникам Цхинвала. БПЛА были бы высланы в район базы и южных окраин Цхинвала с задачей уничтожения всей обнаруженной боевой техники и артиллерии противника. Боевое задание было бы ограничено по территории и допустимому применению оружия для предотвращения собственных потерь: уничтожение боевой техники вне базы миротворцев (на базе были дружественные БМП), уничтожение танков при помощи кассетных кумулятивных бомб на территории Цхинвала (кассетные кумулятивные бомбы сравнительно безопасны для применения в населённом городе). Уничтожение не бронированной боевой техники было бы ограниченно грузинской территорией. АБПЛА могли бы применяться и против пехоты при наличии визуального целеуказания с земли или подтверждения операторов. Тактикой применения АБПЛА является разведка и обнаружение целей первой волной АБПЛА, немедленное информирование других АБПЛА об обнаруженных целях (в радио или лучше оптическом диапазоне, если есть связь в оптическом диапазоне на расстоянии прямой видимости), получение подтверждения о допустимости атаки обнаруженных типов целей с учётом их мест расположения, скоординированной атаки против обнаруженных целей. Атака АБПЛА должна осуществляться при наличии 5-10 кратного количественного перевеса против бронетехники и артиллерии и 20-50 кратного перевеса, в сочетании с атакой с разных направлений, против средств ПВО. АБПЛА смогли бы обнаружить и уничтожить большую часть боевой техники противника и затруднить подвоз подкреплений. Потери АБПЛА от огня противника, дружественного огня и небоевых потерь могут составлять до половины парка, что с учётом стоимости более приемлемо, чем потери пилотируемых самолётов. Недостатками первого поколения АБПЛА явятся их вооружение обычным оружием и средствами оптической навигации только в видимом диапазоне. Замена НУРС на управляемые ракеты с наведением в оптическом диапазоне и способностью обнаруживать нагретые пороховые газы от выстрелов могло бы использоваться в следующем поколении АБПЛА.

[1] Разрабатываемый КБ Сокол российский БПЛА Дань-Барук допускает работу в автономном режиме который по всей видимости зависит от данных ГЛОНАСС и GPS и использует радиолокацию, в отличии от перспективного автономного БПЛА работающего в чисто оптическом диапазоне.

Части [1, 2, 3, 4, 5].
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments