BacR (bacr) wrote,
BacR
bacr

Как на наших глазах случайно создали нового человека, Создание нового человека (часть 2/х)

Основная тема прошлого поста была о том, что грамотные люди - «новые» люди по сравнению с неграмотными. В чем отличия, отдельная тема. Классическим источником является книга W Ong "Orality and Literacy", но она к сожалению не переведена на русский язык, хотя переведена более чем на 20 других языков. В отличие от Лурии изучавшего провинциального крестьянина с IQ 60, Онг в первую очередь изучал высокое творчество неграмотных, устную литературу, в первую очередь Гомера.

У Онга описаны 3 состояния коммуникаций человека и 2 перехода между ними: [первичная] оральность (она же неграмотность или устность) -> [первичная] грамотность -> вторичная оральность (устность, она же возвратная устность). Слово "первичная" у Онга отсутствует, его добавил в квадратных скобках я. Вторичная оральность это современный устный жанр ТВ и Ю-туба и кратких сообщений в комиксах, Твиттере и Инстаграме. Многие средства вторичной оральности понятны даже обезьянам и котикам. Для вторичной оральности характерно обращение автора к огромной обезличенной аудитории. Вторичная оральность выросла из здорового корня театра и кино, но приняла чудовищные размеры особенно в головах детей с неограниченным доступом к интернету и играм (горшочек не вари). Есть замечательные достижения вторичной оральности вроде новых методов обучения иностранным языкам и аудиокниг, но если грамотного человека создавали исключительно «прогрессоры», то над вторичной оральностью трудятся в основном «регрессоры».

Если заход в грамотность необратимо влияет на мышление человека, то ранний заход во вторичную оральность тоже что-то делает с людьми, особенно с детьми которые не постигли грамотность совсем или полностью. К сожалению, для описания изменений в мышлении вызванных вторичной оральностью у нас пока нет нового Лурии и нового Онга. Пока описания вторично устного человека даются экономистами и бизнесменами, а не филологами и социологами. Согласно Ивану Данилову «Почти тотально присутствующей в любой экономической теории (иногда имплицитно) является идея о том, что любой человек хочет чем-то владеть. То есть желание обладания собственностью и/или обладания и преумножения собственности является некой константой человеческой природы и экономической жизнедеятельности, и разные теории обсуждали это в формате "и че с этим делать так, чтобы было хорошо?"
Более того, нерешенная проблема менеджмента этого желания обладать собственностью (а также умножать ее и передавать по наследству) считается в некоторых кругах одной из причин развала и коллапса СССР и советской системы. Ок.
Но ведь сейчас мы имеем поколение, причем международное, которое вроде бы вообще лишено этого инстинкта.
У него - полиамория, то есть не хочет собственности даже в сексе.
У него - коливинг
У него - все в кредит
У него своего - только фоточки в инстаграме и максимум - айфон в лизинг.
И ему, чорт побери, норм.
Что это вообще такое? Неужели пиар и реклама и соц-сети как-то смогли успешно ампутировать человечеству то, что не удалось ампутировать никому до этого? Собственнического инстинкта больше нет? А что будет, если он внезапно вернется? А вернется ли он?»


...Со своей стороны отмечу, что создавшаяся общественная конфигурация "дефицита инстинкта настоящего собственника" зачастую оказывается крайне выгодной тем сообществам, группам, семьям и другим социо-культурным образованиям, у которых с этим инстинктом все в порядке. Как говорил один южнокорейский менеджер хедж-фонда (цитирую по смыслу): "Современное поколение не мечтает о детях и квартире, и им сложно накопить даже на первый взнос на ипотеку, не говоря уже о собственном бизнесе. Но зато они готовы платить по $10 000 за эксклюзивные кеды. Это то, на чем можно будет заработать." Глубокая, хотя и довольно циничная мысль с точки зрения инвестиционного позиционирования.

Описание нового человека на первый взгляд соответствует описанию нового человека коммунистического общества, но на второй взгляд новый человек идиот готовый продаться в кредитное рабство за айфон или кеды. Необходимые для коммуниста коллективистское поведение и забота о коллективном благе отсутствуют или соответствуют идеалам средневекового крестьянского бунта, то есть бунта неграмотных.

Чувство собственности есть даже у животных, но по всей видимости современное чувство собственности появилось не раньше грамотности. Собственность по большому счёту это не более чем право "use and abuse" (использовать и злоупотреблять) + обязанность защищать свои права. Это право использования и злоупотребления в разных обществах трактуют сильно по разному. Например земельная собственность в соседних Англии и Шотландии сильно различна. В Англии нет права прохода через чужую землю, а в Шотландии есть право прохода. Собственность как право пользования у нового поколения есть, но эта собственность столь же отлична от собственности предыдущих поколений как земельная собственность в Англии отлична от земельной собственности в Шотландии.

PS Целью этого поста не является исчерпывающее описание вторично оральных людей, но описание гипотезы о том что ТВ и Интернет с видео и картинками, возможно создали очередного «нового» человека, и этот «новый» человек по ряду возможностей уступает «старому» грамотному человеку. За этим постом последуют ещё посты о возможном создании очередного «нового» «вторично-грамотного» человека, который по ряду аспектов будет превосходить как грамотных так и вторично-оральных и при этом не уступать им в других аспектах.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments